Наш путь: от учительского института до педагогической академии
Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР с 1 сентября 1940 года Стерлитамакское педагогическое училище было реорганизовано в учительский институт с планом приема в 1940 году 120 человек.
Учительский институт с двухлетним сроком обучения, созданный для ускоренной подготовки учителей семилетних школ, выполнял свою миссию в течение 14 лет. С введением 8-летнего всеобщего обучения возникла необходимость в более фундаментальной подготовке учителей. Приказом Министерства просвещения РСФСР от 26 июля 1954 года за № 954 был реорганизован и Стерлитамакский учительский институт: он стал четырехгодичным педагогическим. В составе института действовали два факультета: физико-математический и филологический (языка и литературы) и 7 кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики, языкознания, литературы, физики, математики, естествознания и географии.
Первый набор при плане 150 человек составил – 135, из них 45 человек поступили на факультет языка и литературы, 90 – на физико-математический факультет. Среди студентов СГПИ первых наборов были будущий ректор СГПИ (с 1976 по 1989 гг.) Рашит Валиахметович Альмухаметов (ныне – профессор, заведующий кафедрой БГПУ) и Иван Егорович Карпухин – доктор филологических наук, профессор, более 20 лет проработавший проректором, ныне возглавляющий одну из кафедр.
Открытие СГПИ явилось важным событием для развития просвещения и культуры отдаленных районов Башкортостана, которые получили учителей с высшим образованием. Доля сельских абитуриентов в 1968 году составила 78%, в 1969 г. – 82%, в 1970 г. – 86%. После окончания учебы они возвращались на работу в свои районы.
Преобразование учительского института в педагогический не свелось лишь к простому увеличению срока обучения. Расширялась и укреплялась материальная база вуза. В 1965 году он получил новый учебный корпус, через год – учебно-производственный корпус с хорошо оборудованными лабораториями и мастерскими. В 1969 году вступило в строй благоустроенное общежитие на 900 мест. На двух факультетах института было оборудовано 20 кабинетов для семинарских, лабораторных и практических занятий. Вузовская библиотека насчитывала более 100 тыс. экземпляров литературы.
Серьезно углубилась специализация преподавания. Обучение и преподавание осуществляли более 120 педагогов на 9 кафедрах, что позволило поднять преподавание и изучение дисциплин на качественно новую ступень.
В 1970 году в институте количество дипломированных специалистов составило 25 процентов. Рост профессионально-педагогической и научной квалификации преподавательского состава, естественно, находился в непосредственной связи с качеством подготовки студентов, которые становились не только учителями, но и руководителями образовательных учреждений, отделов народного образования, партийных, комсомольских и советских органов, преподавателями вузов. По данным на начало 2003 года, только в Стерлитамаке более 20 школ возглавляют выпускники СГПИ.
С 1969 года открылось подготовительное отделение для рабочей и колхозной молодежи, демобилизованных воинов Советской Армии. Такая форма подготовки абитуриентов создавала благоприятные условия для поступления в вуз работающей молодежи.
Сегодня СГПА стал научным и социокультурным центром южного региона Башкортостана. Плодотворно работает научно-исследовательский сектор (исследования ведутся по 11 отраслям науки). В 2003 году вуз вел работы на основе хозяйственных договоров по 43 темам в городах Мелеуз, Ишимбай, Кумертау, Салават, Стерлитамак, в Альшеевском, Гафурийском, Миякинском, Кугарчинском районах, заключенных на общую сумму 2731 тыс. рублей; в 2004 г. 58 договоров на сумму 3161,0 тыс. руб.; в 2005 г. 28 договоров на сумму 3856,4 тыс. руб.
Успешно развиваются научные контакты со Стерлитамакским филиалом Академии наук РБ, который располагается в здании СГПА. Работают редакционно-издательский отдел, полиграфический участок, центр непрерывного образования.
Для реализации образовательной деятельности вуз располагает шестью учебно-лабораторными корпусами, библиотекой и читальными залами, спортивным комплексом, студенческой столовой. Действуют подготовительное отделение и подготовительные курсы различной продолжительности. Окончившие вуз имеют возможность продолжить учебу в аспирантуре СГПИ по 8 специальностям.
На физико-математическом факультете создан специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по физико-математическим наукам: «01.01.02 – дифференциальные уравнения» и «05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ».
Предполагается открыть в СГПА докторантуру для подготовки специалистов высшей научной квалификации. Для этого в институте имеются научные школы, профессорский корпус и аспирантура по четырем направлениям и восьми специальностям.
В состав СГПА сейчас входят 6 факультетов: физико-математический, филологический, исторический, технолого-экономический, башкирской филологии, педагогики и методики начального образования, которые укомплектованы квалифицированными кадрами.
Значительны успехи наших студентов на международных, всероссийских, региональных и республиканских олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Большое значение придается также оснащению вуза специализированным лабораторным оборудованием и созданию специализированных аудиторий с техническими средствами обучения для каждой специальности.
Завершился пятилетний цикл после предыдущей аттестации института. Успешно прошла аттестация в конце 2003 года. Выполнена основная задача на текущий период – подготовлены необходимые документы для преобразования СГПИ в педагогическую академию, они представлены в соответствующие органы. Решением Аккредитационной комиссии МО РФ от 9 марта 2004 г. институт повысил статус и получил название «Стерлитамакская государственная педагогическая академия».
Похожие учебные заведения
Проблема с подбором?
Мы проконсультируем, какие формат и направления
вам подходят, подскажем полезные курсы
Свяжитесь с нами
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах: